Пятница, 18.08.2017, 15:26

МКОУ "ЦППМСП "ГАРМОНИЯ" п. Чернь

Регионы России
Телефон доверия
.
КАЛЕНДАРЬ

Родителям

Наш Центр тесно сотрудничает с газетой "Заря. Чернский район", на страницах которой наши специалисты пишут о проблемах развития, воспитания, обучения подрастающего поколения.

В 2012 году редакция газеты вручила благодарственное письмо директору Центра Кузнецовой Е.А.


Роль общения в семье.

 В наш век стремительных скоростей, когда мы страшно заняты и вечно спешим, когда телевидение заполняет весь наш досуг, мы стали меньше общаться друг с другом, обеднело семейное общение. Даже когда все члены семьи дома, то всё равно каждый сам по себе, занят своими делами, своими мыслями. И собираются уже не чтобы побыть вместе, поговорить друг с другом, а у телевизора, чтобы вместе... помолчать. Так начинается отчуждённость в семье. Беднеет бытовой разговорный язык. Скудеет язык – скудеют чувства, отношения. А семья без общения – разве это семья?

 Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

 Стиль родительского взаимодействия непроизвольно записывается (запечатлевается) в психике ребёнка. Наши дети – есть отражение того, что представляем собой мы сами, суть того, что мы им говорим и того, что им показываем. У трудных детей родители сами страдали в детстве от конфликтов с собственными родителями. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

 Так как же изменить стиль общения с ребёнком?

 Хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие. Что он означает?

 Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Необходимо сообщать ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе...». Сообщая это ребёнку, вы удовлетворяете его одну из фундаментальных человеческих потребностей – потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому. Её удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Помните, любовь никогда не подводит!

 Слушайте ребёнка внимательно! Не притворяйтесь, что вы слушаете, когда это не так. Если вы заняты, скажите об этом ребёнку, а потом обязательно доведите дело до конца.

 Не указывайте, а разговаривайте с детьми. Разговор с ребёнком – это двустороннее общение, когда вы говорите что-то ему и затем слушаете то, что хотел бы сказать он. Формирование привычки разговаривать с детьми будет особенно полезным по мере того, как они становятся подростками.

 Говорите детям слова благодарности. Дети заслуживают вежливости, которую взрослые проявляют по отношению друг к другу. И дети учатся, имитируя речь и поведение взрослых. Пусть они учатся говорить спасибо и пожалуйста, имитируя вас.

 Используйте добрые слова, чтобы воодушевить и поддержать вашего ребёнка. Добрые слова приносят счастливые плоды! Они придают ребёнку больше уверенности в себе, помогают ему лучше себя вести, усерднее стараться, достигать большего. Они выражают любовь и уважение, создают атмосферу, в которой проблемы могут обсуждаться открыто, а понимание достигается легко.

 Разговаривайте с детьми так, как бы вы говорили с друзьями. Если бы взрослые общались со своими детьми с таким же вниманием, как со своими друзьями, они бы смогли действительно эффективно общаться и двигаться в направлении прекрасных взаимоотношений. Предположим, ребёнок пролил молоко на пол. Вы можете наругать его или наговорить ему кучу обидных слов. Но представьте себе, что это молоко пролил муж вашей подруги, находясь у вас в гостях. Что вы ему скажете? «Пустяки, не беспокойтесь, я сейчас всё уберу». Так надо реагировать на оплошности детей. Дети нам дороже, чем все остальные, вместе взятые.

 Не забывайте, что разорванную куртку можно быстро зашить, а грубые слова рвут сердце ребёнка.

 Хорошее общение в семье помогает ребёнку развивать уверенность в себе, чувство достоинства, позитивные отношения с другими, а в будущем поможет чувствовать себя необходимым окружающим, вырасти независимым и самостоятельным.

Е. Кузнецова, педагог-психолог ЦДК «Гармония»



В маминых объятиях.

Ребёнок рождается на свет значительно менее приспособленным к самостоятельной жизни, чем детёныш животного. Для того чтобы детёныш животного мог самостоятельно существовать, ему необходимо провести рядом с мамой несколько недель. А человеческому детёнышу требуется несколько лет.

У человека появление сложных реакций (человеческого поведения) идёт за счёт поступательного развития высших отделов мозга. Главное условие нормального созревания мозга новорождённого – это постоянный контакт с ним взрослого, который организует жизнь ребенка, его зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные впечатления. Если же взрослый уделяет недостаточно внимания новорождённому, развитие ребёнка резко замедляется.

Важнейшим обстоятельством развития младенца на первом этапе жизни является телесный контакт с ребёнком. Известно, что из 5 чувств у новорождённого наиболее развито осязание (способность ощущать прикосновения). Тактильное общение может стать для младенца вопросом жизни и смерти.

С этим фактом драматично столкнулся ещё в 12 веке германский король Фридрих II. Он захотел узнать, на каком языке станет разговаривать ребёнок, если с самого рождения он не будет слышать вообще ни одного слова. Для этого король отобрал у родителей несколько новорождённых детей и отдал их кормилицам, которым запретил разговаривать с детьми и даже прижимать их к себе во время кормления. Эти дети так и не произнесли ни одного слова – все они умерли раньше, чем могли научиться говорить. Лингвистический эксперимент Фридриха II провалился, но при этом было сделано важное открытие: младенцы, лишённые обычных человеческих прикосновений, ласки и поглаживаний, попросту становятся нежизнеспособными.

Степень доверия (или недоверия), которым ребёнок проникается к миру, к людям, к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Не следует экономить на гигиенических процедурах ребёнка. Не стоит злоупотреблять памперсами! Ведь находясь в памперсе, новорождённый может не побеспокоить маму до нескольких часов. Но в первые несколько месяцев жизни новорождённый ребёнок кричит довольно часто, сигнализируя о плохом самочувствии или какой-либо нужде. На данном этапе это единственный способ общения с окружающим миром. Кроме того, крик помогает развивать легкие, органы речи. А не доставляющий беспокойства, «памперсный» малыш – это и удобство для родителей, и вероятнее всего в скором будущем посещающий логопеда ребёнок. Достигнув подросткового возраста, такой ребёнок остаётся беспроблемным («А у меня нет проблем!»), безынициативным, безразличным к окружающим…

Анализ богатого практического материала приводит психологов к стойкому убеждению, что младенца (даже «искусственника») надо кормить на руках. Ребёнка до 7-8 месяцев надо вообще больше держать на руках, носить его по комнатам, знакомить с предметами, комментировать действия других членов семьи. В эти моменты взрослый играет по отношению к ребёнку роль мозга, наблюдая и выделяя нужные движения из стихийного репертуара ребёнка.

Младенец, потребности которого быстро удовлетворяются, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди – существа отзывчивые. Если же ребёнок не получает должного ухода (если родители «выдерживают» его, оставляют и ругают), то в нём вырабатывается боязливость и подозрительность, которые он принесёт с собой в последующие стадии развития. Чем больше ухода, улыбок, касаний и доброты, тем совершеннее интеллект, общее и душевное (психологическое) здоровье ребёнка!

Е. Кузнецова, педагог-психолог ЦДК «Гармония»




           Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Не зря ученые отмечают единство корней этих слов. Ребенок в детстве, подобно губке, «впитывает» в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго ругать, наказывать ребенка, делать ему замечания за то, что он ругается матом, или не здоровается с соседями, или совершенно не любит читать книги, или вместо занятий спортом предпочитает лежать у телевизора, или пристрастился к табакокурению, или…

Это бессмысленно, если папа для «красного словца» по поводу и без не стесняется использовать в своей речи нецензурные выражения, если мама при виде надоевшей ей своими замечаниями соседки демонстративно отворачивается на лестничной площадке, если все члены семьи скорее посмотрят телевизор, чем возьмутся за книгу или теннисную ракетку, если ребенок видит, с каким наслаждением курит его отец или мать…

Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей. Поэтому, воспитывая в ребенке те или иные качества, начните воспитание, в первую очередь, с себя.

Вот что писал А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и  с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

Что вы можете сделать сейчас – так это более внимательно отнестись к своему личному развитию. Своему эмоциональному, физическому, интеллектуальному и духовному развитию. Общаясь с ребенком, вы непроизвольно передаете свой опыт, при этом эффект такого обучения гораздо выше нравоучений и указаний о том, как необходимо поступать. Ребенок сам сделает выбор, как лучше поступить, вы только покажите ему, как вы делаете это сами. Личным примером.

Родители, демонстрируйте отношения любви и заботы в отношениях между собой. Каждый из вас старайтесь взять на себя как можно больше обязанностей по дому. Будьте жертвенными по отношению друг к другу – и дети это оценят. Помогайте и ободряйте друг друга, старайтесь делать ударение на позитивные направления в семье.

По возможности как можно больше времени проводите с детьми. Нам очень важно знать жизнь своих детей и быть их друзьями, чтобы они делились с нами своим сокровенным. Так мы сможем вовремя дать им нужный совет, который поможет и отведет от беды.

Не забывайте дисциплинировать своих детей. Дисциплинировать ребенка – значит не наказывать его, а показывать ему путь, по которому он должен идти, помочь ребенку стать самостоятельным, способным управлять своим поведением.

Делайте почаще подарки друг другу и детям. Лучший подарок, который родители могут сделать своим детям – это подарить им хорошую семейную атмосферу.

Бог дает детей на время – для воспитания, чтобы родители сделали необходимую  работу в их жизни, вложили свое сердце и душу в маленькую жизнь, которая станет потом большой для нашего общества. Помните об этом.

Е. Кузнецова, педагог-психолог Центра «Гармония»


Значение сказки в жизни ребенка.

Многим детям (с этим я столкнулась в своей практике) родители не читают сказки. А ведь чтение сказок так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Действительно, в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.

Сказка обращена к чистому детскому началу каждого человека. Дети склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Слушая сказку, ребенок неосознанно в своем воображении сливается с героями, если они ему симпатичны: вместе с ними проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства ребенку не в виде голой морали или нудной проповеди, а в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме.

Дети по многу раз любят слушать одни и те же сказки, так как их интересует не столько сюжет, сколько нравственная сила героя. Если ребенок требует еще и еще читать ему одну и ту же сказку, тогда перед очередным прочтением попросите его пересказать ее. Такие задачи можно ставить уже четырехлетнему ребенку. То, что вы услышите, – это шедевр! Пересказывание сказки является сильным упражнением по развитию речи. Если ребенок 5-6 лет может самостоятельно воспроизвести сказку, то никто никогда не сделает вам упрека по поводу его слабого развития!

Отвечая на вопрос: «Как правильно читать ребенку сказку?», мы считаем, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, эмоционально и, по возможности, по ролям – изменяя голос в зависимости от персонажа, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. Дети обожают слушать сказки на ночь, поэтому перед сном ребенку читают сказку, чтобы он успокоился. Но не так: вы читаете сказку, а у него в одной руке банан, а в другой – бантик для кошки. Посадите его на диван, пусть успокоится, и только тогда читайте сказку. Те родители, которые утверждают, что их ребенок не может успокоиться и, наоборот, начинает прыгать от встречи со сказкой, скорее всего, очень мало читают детям (отсюда такая реакция).

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно ребенку. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения, на языке СКАЗКИ.

Если у вас самих есть хоть небольшая творческая жилка, вы можете сами попробовать сочинить для ребенка сказку с той моралью, которую хотите донести до вашего малыша. А еще вы можете легко выяснить, что тревожит вашего ребенка. Для этого вам вместе с ним нужно сочинить сказочную историю, которая может начинаться со слов: «Жил-был один мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя...» Вы увидите, что ваш ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит его сказочного героя.

Такие сказочные истории позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети или его любимые сказочные герои испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие и избавляет ребенка от комплекса неполноценности, укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.

Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки! Не забывайте читать детям и внукам сказки, откройте для них этот удивительный мир. И помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым часто читают или рассказывают сказки, формируется так называемая библиотека жизненных ситуаций – запас жизненной прочности. 

Е. Кузнецова, педагог-психолог Центра «Гармония»