Четверг, 14.12.2017, 05:20

МКОУ "ЦППМСП "ГАРМОНИЯ" п. Чернь

Регионы России
Телефон доверия
.
КАЛЕНДАРЬ

Пишем в газету

Ребенок и Интернет.

Конечно, каждый ребенок уникален, как уникальна и его проблема, но можно выделить основные вопросы, которые беспокоят родителей:

▪ Что делать при возникновении интернет-зависимости?

▪ Как оградить ребенка от негативной информации в Интернете?

▪ Ребенок хочет стать копией «звезды»… и т. д.

    Это далеко не полный список запросов, с которыми современные родители обращаются к специалистам или на которые пытаются найти ответы самостоятельно в том же Интернете. Сегодня мы рассмотрим один из пунктов.

    ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

    Современные дети в совершенстве осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте и проводят около экрана значительную часть свободного времени. Часто это делается с разрешения родителей, которые рады, что их ребенок чем-то увлечен. Многим из них так удобнее – он не отвлекает родителей от их занятий.

    Анкетирование родителей показывает, что отдельные ученики начальных классов играют за компьютером по шесть часов в день.

    Взрослые не подозревают, что современные игры запрограммированы на то, чтобы игрок не прерывал игру, пока не дойдет до определенного уровня, так как его предыдущие «достижения» не сохраняются.

    Кроме того, дополнительные бонусы в игре получают лишь владельцы платных аккаунтов. Поэтому дети готовы бесконечно сидеть в сети, а еще хуже – вкладывать в игру все карманные или родительские деньги.

    Важно понимать причины чрезмерного увлечения ребенка игрой. Кто-то уходит туда, чтобы заполнить чем-то увлекательным свое свободное время, кто-то стремится найти друзей, эмоции, общение, которых не хватает в реальном мире, почувствовать себя успешным, уйти от тотального контроля взрослых.

    Чтобы снизить риск компьютерной зависимости, взрослым важно придерживаться следующих правил:

▪ Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для младших школьников – не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать время игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры, учить ребенка пользоваться функцией паузы, которая позволяет приостановить игру, не дойдя до ее сохранения.

▪ Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений – находить интересные секции, кружки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования.

▪ Постараться показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.

▪ Учить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможностей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др.

▪ Помогать ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным.

▪ Показывать конструктивные способы разрешения жизненных проблем и трудностей.

▪ Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье.

▪ Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка.

Е. Смородина, педагог-психолог Центра «Гармония»

 

«Мы вместе. Мы – СЕМЬЯ!»

«Моя семья – моя крепость» – говорят поистине счастливые люди. В кругу родных и близких людей мы получаем всем нам такую необходимую любовь, поддержку, понимание и участие, прячемся от проблем, вдохновляемся и заряжаемся энергией жить, работать, любить, идти дальше.

Когда мы говорим «семья», рисуется образ родного, теплого, крепкого, сплоченного организма с единым пульсом. Попробуем выделить то основное, без чего невозможно создать настоящую крепкую семью.

Общение – это то, в чем нуждается каждый человек, без чего в принципе не может существовать семья и  взаимоотношения.  

Часто в семейной жизни,  может быть из-за нехватки времени, физической усталости, накопившихся проблем и взаимных обид общение между супругами сводится к лаконичным и безэмоциональным фразам: «купи картошку, молоко и хлеб»; «забери ребенка из садика»; «когда будешь дома?» и т.п. Очевидно, что такое общение только усугубляет нерешенные конфликты, обиды и неясности, ведет к формальным отношениям, точнее к постепенному их угасанию и полному отсутствию. Утрачивается безусловное доверие, чувство близости, искренности, открытости, желание и потребность делиться радостями и переживаниями. У каждого образуется свое государство в государстве, свои проблемы, свои радости, своя жизнь.

Душевная близость, когда ты сам и человек рядом с тобой может быть тем, кем есть, не боясь быть высмеянным, раскритикованным или непонятым – это то, чего, наверное, все мы хотим от отношений. Душевный комфорт  и гармония напрямую зависят от того, насколько комфортно и неопасно в своей семье, своей крепости.

Эмоции. Умение выражать свои мысли и чувства, умение прочувствовать переживания и состояние партнера, желание и терпение говорить, узнавать и понимать – являются тем самым главным, что мы можем дать друг другу в отношениях, что нас поистине питает, вдохновляет, придает силы.

Дети выражают свои эмоции непосредственно, естественно и в полной мере. Именно поэтому их невозможно не любить, сложно не простить и невозможно остаться равнодушными.

Близость, искренность, глубина и душевность отношений напрямую зависят от того, насколько мы готовы и можем поделиться своими эмоциями, а так же в свою очередь понять и прочувствовать эмоции близкого человека.

Чтобы супругам было о чем и хотелось поговорить, важно уметь проявлять искренний интерес, участие, заботу, делиться настроением, переживаниями и эмоциями.

Быть вместе. Будьте вместе, говорите, общайтесь, делитесь эмоциями, даже когда горько и плохо, когда больно и обидно. Ища утешения и отдушины на стороне, в карьере, в друзьях, вне своей семьи, мы можем обмануться лишь иллюзией временного благополучия, на самом деле все только усугубляется.

Как видите, для того чтобы быть счастливыми вместе и создать настоящую крепкую семью, в первую очередь нужны не материальные затраты, а душевные силы, большое желание и сильная воля быть всегда лицом навстречу своему партнеру. Иногда кажется, что общение и эмоции – это так наивно и так  мало для преодоления семейных трудностей. Однако именно они нам помогают по-настоящему познать друг друга, решить конфликтные ситуации, пережить трудности, по-настоящему  любить и  верить, что семья – это самый дорогой и надежный тыл, защита и счастье, которые только может иметь человек. Семья – это великий постоянный труд, работа над собой и взаимоотношениями. Как говориться,  дорогу осилит идущий!

Помните, семья – это МЫ! Ответственность за отношения лежит на каждом из супругов в равной степени. Не получается близких отношений между теми людьми, где оба или один ждут от своего партнера больше, чем готовы дать сами. И если настоящие отношения писать как черновик, который можно будет переписать, когда вздумается, то можно попросту не успеть. Чтобы построить крепкую настоящую семью, иногда требуется целая жизнь. Спешите любить, берегите отношения и близких. От каждого из нас зависит наше семейное и человеческое счастье.

Будьте счастливы, крепких семей и гармоничных взаимоотношений в Новом году! 

Педагог-психолог Центра «Гармония» Е. Кузнецова


 

Профориентация: найти себя 

Выбор профессии – это одно из наиболее важных и значимых решений, которые в своей жизни принимает человек. Работа составляет важную часть нашей жизни, в ней мы самореализуемся и проявляем свой потенциал. Найти свою профессию – это задача, которая возникает перед каждым человеком. При этом важно не ошибиться, а выбрать действительно то, что нравится именно тебе.  Неправильный выбор может негативно отразиться на качестве дальнейшей жизни. Учитывая это, стоит отнестись к выбору будущей профессии со всей серьезностью.

Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не только головой, но всем своим существом. Современный человек ходит на работу не просто ради денег – он хочет получать от работы удовольствие.

Подростку, выпускнику порою достаточно сложно бывает оценить собственные сильные и слабые стороны, понять, какая именно профессия будет в полной мере соответствовать его интересам, личностным особенностям, характеру. Вопросы профессионального определения волнуют человека, который только начинает делать первые шаги в мире взрослых. Не стоит отказывать ему в помощи. Профориентация и консультации психолога – вот то, что на данном этапе будет полезным для вашего ребенка, то, что позволит оценить его способности, понять его склонности, предложить ему самому делать осознанный выбор, ориентируясь на знания о себе, а не на желания родителей и веяния в обществе.

Данная услуга рекомендуется школьникам с 8 по 11 классы. Именно в этом возрасте учащиеся и их родители задумываются о том, в какой ВУЗ поступать, какую профессию выбрать. Если у учащегося уже намечен вектор своего профессионального развития, то профориентация поможет лучше понять, насколько выбранные профессии будут ему подходить: комфортно ли ему будет выполнять свои обязанности, достаточно ли способностей для того, чтобы учиться по выбранной специальности.

По итогам теста и беседы с психологом-консультантом будут намечены рекомендуемые профили и список профессий. Следует более детально ознакомиться с выбранными профессиями (где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность и т.д.) и провести анализ информации: выписать основные плюсы профессии для себя, посмотреть недостатки и попытаться понять, насколько это профессия соответствует собственным ожиданиям.

Таким образом, профессиональное самоопределение школьников – это лучший способ избежать проблем с выбором высшего учебного заведения, когда, проучившись несколько курсов, ваш ребенок понимает, что желает заниматься совершенно другим.

Важно помнить, что помощь в выборе профессии имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность учащегося в этом процессе. Если ребёнок ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей.

Конечно же, выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности. Таким образом, можно сказать, что это сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов. Задача эта непростая, но просто необходимая.

 

Е. Кузнецова, педагог-психолог Центра «Гармония»



 
 

«Не секрет, что друзья не растут в огороде…»

Не каждый ребёнок умеет находить общий язык со своими сверстниками и дружить с ними. Дело тут не в том, что одни дети плохие, а другие хорошие. Родителям необходимо разобраться, как их ребёнок строит свои отношения с другими детьми. За поведение ваших детей ответственность несёте вы. От того, как вы научите ребёнка дружить с другими детьми, будет зависеть то, как у него будут складываться отношения со всеми людьми. Помогите ребёнку освоить простые правила отношений.

Наличие или отсутствие друзей очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние. Если у ребенка есть друзья, то он чувствует себя счастливым, нужным. Во взрослой жизни он более коммуникабелен, лучше приспосабливается к новым условиям, вливается в коллектив. Он весел и открыт. А если друзей у ребенка нет, то он замыкается, чувствует свою невостребовательность, ущемленность, часто грустит, обижается. Именно детская дружба учит маленького ребенка искусству сложного взаимодействия в обществе: умению постоять за себя, добиться справедливости, защитить близкого человека, объединить вокруг себя людей по интересам и идти к намеченной цели.

Дружба – это взаимодействие. Чтобы научиться дружить, детям нужно учиться контактировать. Играйте с ребенком больше в ролевые игры, меняясь ролями, воспроизведите, таким образом, как можно больше ситуации, которые могут произойти в общении со сверстниками. Вы видите, что ребенок хочет поиграть с другими детками, но по каким-то причинам сделать этого не может. Задача родителей научить его знакомиться, общаться и играть вместе с ними. На помощь придет сказка. Можно сочинить сказку, в которой ребенок узнает себя. Эффективно петь вместе песни о дружбе, смотреть мультики, читать и обсуждать книги. Учите ребенка, что присоединяться к группе уже играющих ребят нужно, дождавшись паузы, а затем, обратившись к кому-нибудь за разрешением присоединиться.

Отказы – это не повод для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую компанию детей. Обязательно похвалите ребенка за его старания и попытки познакомиться с кем-то или включиться в игру, не зависимо от результата. В большинстве случаев ребенок быстро забывает или вообще не замечает несправедливого отношения, на котором заострил внимание его родитель. Толкнули, не приняли в игру, подразнили. Ничего страшного. Через пару минут ребенок сам уже найдет новую компанию, и примет самое активное участие в уже новой игре. Детские обиды неустойчивы и быстро забываются. Вчерашние враги, сегодня становятся лучшими друзьями.

Если хотите своего ребёнка научить дружить с другими детьми, обязательно говорите ему, когда он не правильно ведёт себя по отношению к своим сверстникам. Кроме того, не высказывайтесь вслух недоброжелательно про семью ребёнка, с которым дружит ваш сын или ваша дочь. У ребёнка будет точно такое же мнение и это отразиться на дружбе детей. Помните, что дети похожи на своих родителей. Они копируют их манеру поведения, повторяют их слова. Если вы позволяете себе резко высказываться в присутствии ребёнка, то он может повторить эти слова в присутствии посторонних людей. Также он будет разговаривать и с детьми. Родители даже не подозревают, как дети могут сделать больно своим друзьям и тем самым разрушат дружеские отношения с ними.  Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.  Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. Личный пример – это, пожалуй, самый эффективный способ из всех, чтобы показать и объяснить ребенку, как лучше себя вести в той или иной ситуации. Это поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения. Сами интересуйтесь тем, как дела у друзей Вашего ребенка, вместе переживайте, или радуйтесь за успехи друзей своего малыша.  Если вы даете ребенку в школу яблоко, то дайте лучше – два, чтобы он мог поделиться с другом.

Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой возникают конфликты. Здесь тоже нужно объяснять ребенку, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что детки просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры чаще всего заканчиваются слезами и дракой, то и поощрять такие отношения не нужно.

Любые коллективные игры помогут снять ребенку напряжение и найти новых друзей.  Хороших и верных друзей вам и вашим детям!

В. Лобанова, социальный педагог Центра "Гармония"


 

Нарушения речи

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Какие признаки в развитии ребенка могут указать внимательным родителям на то, что в дальнейшем у ребенка может возникнуть нарушение речи, что является причиной возникающих нарушений?  

Существует целый ряд параметров в развитии ребенка, которые должны насторожить родителей, и проявляться они могут, начиная с самого раннего возраста. Перечислю некоторые из них:

- к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

- к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

-  к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

- к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

-  к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

- к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

- к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

- в 1,4 месяца не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

- в 1,9 месяцев не может произнести 5-6 осмысленных слов;

- к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

- к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

- в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

- в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

Точную причину каждого нарушения, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но все же существует ряд возможных причин, вызывающих нарушения речи:

- негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает

достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком

в целом;

- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако, такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

- наследственные факторы;

- снижение слуха;

- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

- сосание пальца.

В заключении хотелось бы отметить, что нарушения речи, а в частности нарушение звукопроизношения, – это не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Поэтому, если вас смущает речь вашего ребенка, не ждите. Сходите на консультацию к логопеду, выясните речевое состояние малыша, и, исходя из полученной информации, думайте, что вам необходимо делать дальше.

О. Пухликова, учитель-логопед Центра "Гармония"

 

Вы сегодня обнимали своего ребёнка?

Объятия в раннем детстве делают нас способными любить. Дети, выросшие до семи лет без объятий, могут оказаться неспособными любить других. Из них, как правило, вырастают люди, находящиеся в разладе с обществом и склонные к антиобщественным поступкам, а также патологически неприспособленные к жизни.

Объятия укрепляют отношения в семье. Оказывается, что супруги, не отказывающиеся от поцелуев и объятий, реже болеют и медленнее стареют. Те, кто не скупится на ласки, живут втрое (!) дольше сдержанных ханжей и грубых циников. В любом возрасте объятия полезны для грудной клетки, что способствует улучшению кровообращения.

Объятия приводят к увеличению уровня окситоцина – гормона, который снимает депрессию, снижает кровяное давление и уменьшает риск сердечных заболеваний. Когда люди обнимаются, у них в крови повышается уровень гемоглобина. Это ускоряет выздоровление от многих недугов. Объятия бодрят. Объятия полезны для здоровья. Они укрепляют иммунную систему, снижают стресс и улучшают сон.

Отмечается тот факт, что девочек обнимают гораздо чаще, чем мальчиков, однако взрослые не должны забывать, что дети нуждаются в любви и заботе независимо от половой принадлежности. Будьте внимательны… Часто мальчики не дают родителям приласкать себя. Это не значит, что им не нужны прикосновения. Нужны, просто немного в другой форме. Им нравится в шутку бороться, толкаться, им нужны крепкие рукопожатия и тому подобное.

Сколько раз в день нужно обнимать ребенка?

Для того чтобы ребенок выжил, его нужно обнимать 4 раза в день, для того чтобы он чувствовал себя нормально – 8 раз в день, и для того чтобы он стал успешным человеком – 12 раз в день.  И, между прочим, не только ребёнка, но и взрослого.

Нередко родители, интуитивно чувствуя, что их ребенок нуждается в поддержке, берут инициативу в свои руки и обращаются к нему с просьбой: «Иди ко мне, обниму». Этот замечательный прием помогает ребенку открыться, улучшает его эмоциональное состояние и придает уверенность в себе. Дети всегда готовы крепко и от всего сердца обнять вас, потому что объятия приносят радость не только тем, кого обнимают, но и тем, кто обнимает.

Чем же так полезны объятия?

Объятия оказывают исключительно положительное влияние на процесс физического и умственного развития детей.

Прикосновения и объятия обладают обезболивающим эффектом. Именно поэтому мамин поцелуй или объятия так дороги для ребенка, разбившего локоть или коленку.

Объятия в детстве делают нас способными любить.

Объятия повышают наш иммунитет и снижают уровень стресса.

Объятия помогают человеку почувствовать себя защищенным, любимым, необходимым, снижают тревожность.

Объятия повышают уровень счастья.

Помните о том, что для поддержания психологического равновесия человеку требуется двенадцать объятий в день!

Обнимайте друг друга чаще – это поможет вам повысить собственную самооценку и подняться на новый уровень сознания. Обнимая других, вы в определенной степени обнимаете себя, обретая гармонию, радость, любовь и счастье.

Педагог-психолог Центра «Гармония» Е. Кузнецова

 

Дети и языки любви.

Любовь родителей к детям – это чувство, необходимое как для ребенка, так и для взрослых. Для выживания детям необходима любовь и поддержка, поэтому они рождаются с желанием сотрудничать и радовать старших, чтобы получить любовь.

Как выразить свою любовь к ребенку?

«Язык любви 1: Слова поощрения. Марк Твен как-то сказал: «добрым словом я могу питаться два месяца». Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь – во власти языка». Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Например: «Ты – мое солнышко», «Какой молодец, помыл посуду!», «Как тебе идет этот костюм» и т.д. Хвалите детей, чтобы доставить им радость. Ваш ребенок ждет, чтобы вы его поддержали и ободрили. Любовь добра. И если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова. Любовь просит, а не требует.

Язык любви 2: Время. Проводить с ребенком время – значит отдавать ему все ваше внимание. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Пусть интересы ребенка станут вашими. Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали вместе с ними. Язык времени – это беседа (доверительная, дружеская, обмен мыслями, чувствами, желаниями) и совместные занятия (не важно, что делаете, важно – для чего). Главная цель – быть вместе.

Язык любви 3: Подарки. На этом языке любви говорят все родители. Если ребенок благодарит вас, если показывает подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Часто детям больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим. Подарок дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребенком. Иногда самодельные игрушки дороже магазинных, а можно чинить сломанные игрушки  вместе с ребенком.

Язык любви 4: Помощь. Помощь означает любовь. Если ваш ребенок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна.  Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребенок старается во всем помочь вам, возможно, помощь – его родной язык.

Язык любви 5: Прикосновения. Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее.  Любовь дети чувствуют. Ребенку хочется ласки. Сложнее с подростками. Им может не нравиться, что их целуют, как маленьких, особенно рядом с приятелями. Но это вовсе не означает, что прикосновения им не важны. Подросток берет вас за локоть, пытается в шутку бороться, хватает вас за ногу, когда вы проходите мимо, - значит, прикосновения важны и нужны ему.

Педагог-психолог Центра «Гармония» Е. Смородина